Конкурсы для детей и педагогов, воспитателей,учителей, логопедов, методистов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей.

Кнопка ГЛАВНАЯ

Кнопка НОВОСТИ

Кнопка КОНКУРСЫ

Кнопка ПУБЛИКАЦИИ

Кнопка ВИКТОРИНЫ

Кнопка МЕТОДКАБИНЕТ

Кнопка СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

Кнопка КОНТАКТЫ

































Методическая разработка занятия по развитию речи старших дошкольников с использованием методов песочной терапии: «Путешествия по песочным городам». .


Автор работы - Наталья Алексеевна Макеева



Я работаю воспитателем в подготовительной к школе группе с детьми с нарушением речи - ОНР и ФФНР. Моя работа направлена на социально-педагогическую и психолого-терапевтическую коррекцию физических и нервно-психических отклонений в здоровье детей и подготовку их к положительной адаптации в обществе, на развитие коммуникативной функции, поэтому я выбрала для себя тему «нетрадиционные методы развития речи дошкольников».
Нетрадиционные методы воздействия в работе воспитателя логопедической группы становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия. Сегодня я представляю методическую разработку занятия по развитию речи с использованием песочной терапии «Путешествие по песочным городам».
Актуальность использования методов песочной терапии на занятиях с детьми очень высока, так как они способствуют снятию тревожности детей, снятию эмоционально-психического напряжения, повышению самооценки и воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, а также прекрасно решают задачи развития речи.
Представляемое занятие решает множество коррекционных задач:
Коррекционно-образовательные: продолжать формировать у детей умения работать с песком; продолжать учить безошибочно использовать отрабатываемый на логопедических занятиях твердый звук [Л] в устной речи; развивать умение дифференцировать на слух звуки [Л] и [ЛЬ]; уточнять значение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие эмоционально-чувственного мира детей, развитие коммуникативных навыков, развитие тонких тактильных ощущений, развитие мелкой моторики рук, развитие мыслительной деятельности, развитие слухового восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение работать в команде , доброжелательное отношение между детьми, получать радость от совместной деятельности ;воспитывать нравственные качества: желание прийти на помощь попавшему в беду, чуткость, отзывчивость, умение сопереживать; повышать чувство уверенности в себе.
Структура занятия:
1.Приветствие -помогает сплотить детей, создать атмосферу доверия, снятие эмоционально-психического напряжения детей.
Основная часть- этап прикосновения к поверхности сухого песка. Он является мотивационным. Эта мотивация к деятельности с песком. Такие упражнения, как « здравствуй песок», « следы животных», « узор на песке», « песочный дождь»- снижает психофизическое напряжение, регулирует мышечное напряжение и расслабление.
В городе «Радости» снимаем эмоциональное напряжение, уменьшаем внутреннюю тревогу, преодолеваем негативное эмоциональное состояние-печаль, злость.
В городе «Фантазии» мы модулируем города своей мечты, тем самым повышаем самооценку, получаем радость от совместной деятельности.
В городе « Сокровищ» мы развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность.
2.Рефлексия - даем оценку всего путешествия, выясняем, что понравилось, где было трудно.


Ход занятия:
1. Воспитатель приветствует детей и предлагает поделиться друг с другом радостью и добротой. Дети по кругу передают в ладошках частичку своей доброты и при этом называют имя, кому эту доброту адресуют.
2. Звук ветра, на экране проектора появляется песочный человек, который просит о помощи - песчаная буря уничтожила все на своем пути и жители песчаной страны просят о помощи . Ребята соглашаются помочь этим людям.
Воспитатель-логопед:
Ребята, мы оказались в настоящей пустыне (дети подходят к столу с песком).Давайте поздороваемся с песком. Какой песок? (дети отвечают -гладкий, прохладный, сыпучий). Чтобы он не был холодным, давайте согреем песок своими ладошками и передадим его друг другу.
Чтобы отправиться в путь, нужны дороги. Давайте их создадим- мизинцем рисуем узкие дороги-прямые, извилистые; указательным и средним рисуем широкую дорогу. Чтобы всем вместе пройти, нужна самая широкая дорога -рисуем ребром ладошки двумя руками.
Наша дорога привела к большой горе, которую дети образовали, собрав песок в кучу. Давайте заберемся на гору, а потом спустимся с нее - ваши пальчики превращаются в ножки. Но сначала давайте вспомним, какой звук вы сейчас отрабатываете с логопедом на занятии? (звук [Л]). Дайте мне характеристику этому звуку (твердый, звонкий). Ваша задача сейчас будет вверх подниматься пальчиками с произнесением открытых слогов со звуком [Л], а спускаться вниз будете с закрытыми слогами (Воспитатель показывает зрительную опору, слоговые цепочки, путь вверх: ла-ло-лу-лэ-лы; путь вниз: ал-ол-ул-эл- ыл).
Ребята, что можно увидеть с высокой горы? ( ответы детей- город, весь мир).
Спускаясь и поднимаясь мы оставляли следы наших пальцев, а кто еще может оставить следы на песке? (ответы детей: разные животные- слоны, обезьяны, змеи). Как мы назовем этих животных? (дети - животные жарких стран). Давайте вместе назовем, из кого состоят семьи этих животных. К примеру, семья слона: папа – слон, мама - слониха, детеныш – слоненок. (дети называют состав семей животных). А теперь давайте разными способами оставим следы животных- кулачком, ребром ладони, пальцами, костяшками рук. Можно взять пластмассовые фигурки животных и походить по песку, оставляя следы.
Что ищут в пустыне животные? (ответ детей- воду). Надо сделать колодцы, Дети дуют в коктейльные трубочки, образуют воронки-колодцы. Надо их наполнить водой, а помогут нам в этом дождевые тучи, которые опустились над пустыней.( Дети создают песочный дождь -берут песок в ладошку и тонкой струйкой сыплют его поднимая руку все выше и выше). Какой дождь вам понравился больше? (ответы детей -сильный). Колодцы мы наполнили водой, животные могут напиться и будут нам благодарны, а мы отправляемся дальше.
Мы идем на носочках, чтобы не увязнуть в пустыне и подходим к городу «Радости». Ребята, песчаная буря унесла всю радость из этого города и наша задача ее вернуть жителям этого города. Если нет радости, то как живется эти жителям? (ответы детей- грустно. Дети мимикой показывают как выглядит грустное лицо- бровки опущены, уголки рта тоже). Нарисуем эту эмоцию на песке( дети рисуют на песке грустное лицо). А как выглядит радостный и счастливый человек? (попросить детей мимикой показать радость, а потом нарисовать ее на песке).
Предлагаю поделиться радостью с жителями этого города. Для этого мы должны по очереди брать песок в ладошку и сыпать его в вазу, при этом вслух проговаривая песок какого цвета ты насыпаешь (песок у детей цветной, поэтому когда они сыплют песок в вазу по очереди получается некая радуга в вазе).
На что похожа ваза? На радугу. Радость вернулась в город, а радуга поможет нам отправиться дальше. Делаем глубокий вдох и поднимаемся на радугу- выдох и спускаемся( дыхательная гимнастика- это упражнение делаем три раза).
Радуга нам помогла попасть в город «Фантазии». Песчаная буря уничтожила все дома и деревья этого города. Люди вынуждены были покинуть этот город (на данном этапе дети работают с липким, кинетическим песком). Необходимо с помощью этого песка восстановить город -построить дома, посадить деревья. Дети лепят постройки, используют мелкие игрушки-киндеры и конструктор лего - деревья, забор, окна, двери. Таким образом, дети восстанавливают город, в который жители захотят вернуться. Ребята, а давайте теперь по цепочке, по одному предложению от каждого составим небольшой связный рассказ о городе, который вы построили.
Мы отправляемся дальше, но нас впереди встречает топкое болото, которое нужно преодолеть. Ваша задача, слушая чистоговорку, аккуратно ступать по«кочкам», расставив руки в стороны и не упасть в болото.
Чистоговорка:
У лягушки Лушки-
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлеп! Квак-шлеп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль ее не сьел,
Лягушка стала буквой Л.
Ребята, о какой букве шла речь в чистоговорке? (буква [ЭЛ]).Чем отличаются звуки от букв? (буквы – пишем и читаем, а звуки – слышим и произносим). Какие слова вы слышали с твердым звуком [Л]? Будьте внимательны! (Луша, хлоп, болотце. ). А теперь ваша задача из кочек сложить букву Л.
Преодолев препятствие попадаем в город «Сокровищ», Песчаная буря в этом городе спрятала все сокровища и нам стоит их найти (песок насыпан высокой горкой). Детям предлагается найти «сокровища» в этой горе. Необходимо медленно рассыпать песок в стороны ладошками и искать спрятанные сокровища-камушки, ракушки и другие мелкие игрушки. Когда все сокровища найдены, на небе появилось солнце- с детьми рисуем солнце на песке, а от него лучи, которые согреют каждого жителя этого города. А чтобы солнце не покидало это город, детям предлагается украсить его нашими камушками-сокровищами. Каждый из детей проговаривает, что будет дарить такое красивое солнышко людям.
Звук ветра. На экране снова появляется песчаный человек. Дети обращаются к нему и говорят, что спасли все города- восстановили разрушенный город, вернули радость, нашли потерянные сокровища, наполнили водой колодцы. Песчаный человек от лица всех жителей благодарит «героев» и дарит наклейки- солнышки, которые будут напоминать им об их доброте, отзывчивости и смелости.
3. Рефлексия. Воспитатель спрашивает, что понравилось и что запомнилось больше всего в путешествии. Ребята преодолели все препятствия и выполнили все задания, потому что действовали дружно, совместно, сохраняя командный дух. В заключение мастер-класса воспитатель предлагает поделиться дружбой друг с другом, чтобы она была еще крепче. Дети стоят в кругу, крепко держась за руки и называя имя соседа, передают «дружбу» по кругу.